Минск

8 апреля 2009 г.

Ехать довелось в мягком вагоне поезда Москва—Варшава. Это такие низкие европейские вагоны с сильно округлой крышей. Так как вагон предназначен для узкоколейных европейских дорог, то отличие от наших купейных в нем прежде всего в размерах — маленький коридор, маленький туалет, правда, с душем, сверхмаленький тамбур. В купе вместо привычных нам 4-х полок — три, причем все друг над другом.


Если ехать с кем посторонним, то удобства никакого. Пока пассажир со средней полки не встанет и не сложит свое спальное место, двум другим остается или лежать или стоять: сесть на нижнюю полку нельзя — нет места.
Зато неоспоримое преимущество — в каждом купе раковина.


Непонятных номеров можно не пугаться. Тут все на заморский манер с кому-то известной логикой. У меня, например, было 56-е место в вагоне при общем количестве мест 30. И номер вагона может быть 256-м, при том, что всего в составе их не больше десятка.

Границы с Белоруссией нет никакой. Ни таможни, ни пограничников, ни паспортного контроля.
Но ощущение заграницы все же появляется. После Москвы очень чисто на вокзале.


Вообще, именно по вокзалу часто можно судить о всей стране. Здесь нет бомжей, попрошаек, которые уже 5 лет, как отстали от поезда, и совершенно не воняет.
Находкой я считаю расписание поездов на вокзале. Тут для каждого ближайшего поезда сообщается о наличии свободных мест по категориям вагонов. Не надо ни спрашивать, ни у информационных стендов голову ломать.


Центр Минска. Будний день. 7 утра. В Москве в это время я уже стою в пробке.


Сразу встречается загадочный дорожный знак.


Главное впечатление — спокойствие и идеальный порядок. Может потому, что столица.
Буйства в архитектуре не присутствует. Либо сталинское монументальное,


либо типовые спальные кварталы.


Но в любом случае покрашено, оштукатурено, вскопано или заасфальтировано, и все подметено.


На каждом доме — паспорт. В нем все — от даты постройки и ремонтов до графика подачи воды.


И опять чистят, чистят, чистят...


При том, что улицы широкие и ровные, машин не очень много. Замечательно работает общественный транспорт. Один автобус или троллейбус отъезжает, другой — на подходе.


Опять загадочный местный знак.


Движение по полосам тут отмечено даже для встречного направления.


Метро почти московское. Станции — или с одним сводом, или «сороконожки». Как и в наземной архитектуре — без буйства.


Перед эскалаторами — цивилизованные шлагбаумы.


В метро всего 2 ветки. Первая и Другая, что по-белорусски, видимо, означает «вторая». Реклама в вагонах не клеится на стены. Листовка вставляется в прозрачные кармашки.


В Минске много скульптур и памятников.


Очень много. Видимо, в каждой столице есть свой Церетели.


Сейчас скульптурные группы модно размещать прямо на тротуарах.


Искусство добралось даже до канализационных люков.


Сборщиков «пожертвований» на ремонт храмов в Минске еще больше чем памятников. Судя по количеству просящих, этот бизнес дает хороший доход.


Коробки с крестами стоят в банках, магазинах, ресторанах. Даже у касс в метро.


На площади Ленина — католический костел.


Исповедоваться жители города сюда ходят, как на работу. Очередь в исповедальню — человек 40! Звук болгарки при ремонте очередной стены никого не смущает.

В Минске есть свои находки. Например, передвижной обменный пункт.


Есть и небольшие заимствования.
Тут Минск напоминает Новый Арбат, только поскромнее.


А тут, как ни странно, — Барселону.


Вход на станцию метро «Немига». В 99-м году тут из-за начавшегося дождя толпа затоптала 53 человека.
Имена и фамилии всех погибших теперь написаны на символической часовне, пристроенной ко входу.


Белоруссия — очень самодостаточная страна. Тут почти все местного производства. Продукты местные, текстиль местный, транспорт тоже свой, даже эвакуатор для автомобилей сделан на базе трактора «Беларусь».
В магазинах товары делятся на «Сделано в Беларуси» и иностранную продукцию.


Куда Советский Союз проник надолго, так это в общепит. Куда ни зайди — советское кафе или столовая. Желание покушать проходит само собой.
Магазины тоже не собьешь с намеченного за долгие годы пути. Залы самообслуживания наперечет. В основном — покупатель, прилавок, продавец. Отдельно — касса. Но для ощущения ностальгии лучше места нет. Местные ГУМ и ЦУМ — типичные магазины СССР 80-х годов.
Забота об инвалидах буксует, как и в Москве. У нас вот лифты для инвалидов есть, но всегда выключены. А в Минске лифт с улицы в подземный переход работает! Но там живут.


Еще после Москвы удивительно на улицах не видеть никого, кроме коренного населения. Ни приезжих с Кавказа, ни из Азии, ни тем более арабов.


Подметать улицу или красить забор тут не считается зазорным. Все делают сами. Вот Москва бы точно сгнила от грязи, если бы не таджики с узбеками. Старшее поколение все еще уважаемо, чего в России уже давно нет.
Может, опять-таки, потому что столица.


Все еще союзное государство. Минск. Будний день. 9 вечера.



До этого были С. Посад и Переславль-Залесский

На главную страницу

Потом был Киев